ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТАГО, АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО

26 ноября 2018 года, в день преставления святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, исполняющий обязанности наместника Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря иеромонах Сергий (Коломиц) совместно с братией обители в священном сане, в монастырском храме Донской иконы Божией Матери совершил Божественную литургию, которую предварил братский молебен.

Накануне, 25 ноября, было совершено полиелейное богослужение и малая вечерня с акафистом святителю Иоанну Златоустому, архиепископу Константинопольскому.

За богослужением были вознесены прошения о сохранении единства Церкви Христовой, а также о мире на Украине и Ближнем Востоке.

Песнопения богослужений исполнил мужской хор обители под управлением регента Владимира Лисаченко.

По заамвоной молитве было совершено славление святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского.

По окончании Божественной литургии иеромонах Сергий обратился ко всем молящимся с пастырским словом:

«Во имя Отца, Сына и Святого Духа!

Возлюбленные во Христе отцы, братья и сестры!

Мы с вами сегодня совершаем память в день преставления великого угодника Божия и Учителя Церкви святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского. Святитель Иоанн вместе со святителем Василием Великим и Григорием Богословом почитаются втроем как великие Вселенские Учители, для всей полноты Церкви Христовой потрудившихся сугубо. И каждый из них особенно чем-то выделяются, но почитаются они все наравне, как было и открыто в то время, когда по поводу их почитания были распри.

И вот действительно, святитель Василий Великий особенно отличался своей мудростью в руководстве Церковью, он был уникальнейший администратор, управитель церковный. Святитель Григорий Богослов — замечательнейший толкователь Слова Божия. А святитель Иоанн Златоуст отличился особенно тем, что он был пастырем и великим проповедником. И вот, — днесь его память, день его преставления.

Вспомним его житие, которое началось с 347 года. Родился святой Иоанн в семье военнослужащего, получил замечательнейшее образование, он был весьма грамотным для того времени человеком, воспитан в православии, и еще с детства стал проявлять свое устремление, в первую очередь, к монашеской, подвижнической жизни, и, свой сугубый интерес к Слову Божию, к молитве.

Впоследствии он писал, что много времени было потрачено на образование, много было прочитано книг, но лучше бы он, если бы ранее знал это, заменил то время, потраченное на образование, на время молитвы и единения с Богом. Ибо сам Господь, когда мы обращаемся к Нему, открывает себя, и открывает свою Божественную Истину, и назидает нас на пути ко спасению, являя нам Свой Божественный Промысл.

Святитель Иоанн Златоуст родился в Антиохии, но нес свое служение в Царьграде, в Византийской империи, потому как был замечен и привлечен с царского двора в Константинополь за свое благочестивое житие, искреннее служение и проповедь. Свое наименование «Златоуст» он получил от народа. Когда он говорил проповедь, одна из женщин из простого люда возгласила: «Златые Уста!», в адрес Иоанна, и это наименование впоследствии стало неотъемлемым от его личности.

Святитель Иоанн положил начало проповеди, которая стала совершаться от сердца, которая стала совершаться не по тетрадке или записям каким, как это было тогда принято, а харизматично.

Он проповедовал всегда, подобно Господу нашему, мудро. Где надо, он говорил прямо и обличительно, где-то говорил иносказательно, притчами. И за такую проповедь, за обличение и назидание, в принципе, он и пострадал.

Императрица, жена императора Византийского, поставила возле храма свою статую. И конечно же, это был намек на особое почитание ее, но святитель Иоанн обличал это. Какие-то зрелища, игры, совершаемые в царском дворе, святитель Иоанн тоже обличал, приводя иносказательно народу слова из Евангелия: «Вновь Иродиада беснуется, желая главы Иоанна». Вроде бы иносказательно, но тем не менее все понимали, о чем идет речь, и за такие слова взяли Иоанна в темницу по поручению императрицы.

Но Господь не оставляет своих праведников, Господь никогда искреннего человека, открытого к нему сердцем, служащего с благоговением Ему, не оставляет.

И в день тот началось сильное землетрясение, и особенно, в центре Константинополя. Тогда императрица поняла, что это попущено Богом за взятие праведника под стражу, и приказала отпустить его. Но через некоторое время повторилось нечто подобное.

Тогда святителя Иоанна вновь выгнали за город. В результате многих таких испытаний, гонений и скорбей, которые он терпел за правду, ибо по долгу своего служения архипастырского он должен был говорить то, что должен, а не то, что хотели слышать от него люди или власть предержащие. И несмотря на все это, терпение его превзошло всякое уныние, маловерие, малодушие, и в терпении своем душу свою он стяжал, не приобретя ненависти или какого-то злопамятства, или злорадства, проклиная или негодуя на кого-либо, но смиренно подражал Господу, всех оправдывая, за всех молясь, и храня любовь. Об этом свидетельствуют слова, которые он произнес перед своей смертью, вошедшие в историю и стали примером для многим: «Слава Богу за все!».

Вот так сказал святитель Иоанн, научая нас, как подобает терпеть скорби. Ведь в жизни нашей часто бывает не так, как мы хотим, не все благополучно, не все мирно, не все благоденственно, но Господь лучше нас знает, что нам необходимо и спасительно. Господь открывает нам через назидание свое, многими скорбями, которыми подобает человеку спастись и наследовать Царствие Небесное. Ибо человек иначе не умеет идти путем спасения. Имея свободу воли, часто склоняет свою волю ко злу и только скорби способны нас периодически отрезвлять духовно.

Но, как сказал преподобный Варсонофий Великий – «неужели ты думаешь, что знаешь о себе лучше, нежели Бог, что тебе полезно?». Так и нам нужно подражать святителю Иоанну в житии, нести свой крест безропотно. А крест — это скорбь, на нем изображена скорбь и страдание. Нести свой крест, терпя все лишения, скорби и трудности. Вспоминая пример недавно живших наших современников — новомучеников и исповедников Церкви Русской. Ибо, если взять сегодня нас, как мы живем, какие имеем возможности для церковного своего бытия: свободно молиться, свободно заходить в храм, ставить свечи, обращаться к Богу. В то время такого не было, и лишь только за слово веры, за проявление какой-либо веры, человека ставили к стенке, расстреливали, отправляли в лагеря. И люди не ломались, но крепко хранили свою веру и любовь к Богу, свидетельствуя о том, что истина есть в Господе нашем Иисусе Христе, и слово Его непоколебимо!

А мы сегодня пребываем в некоем расслаблении, и не можем понести каких-то даже малых скорбей, которые и скорбями назвать нельзя. Все познается в сравнении! Мы часто сравниваем себя с теми, кто живет лучше нас, но забывая о том, что есть те, которым тяжелее, которые жили в более трудных обстоятельствах, и более, чем мы, потерпели в своей жизни зла, уничижения, боли, лишений, и даже смерти.

Будем же сегодня, возлюбленные отцы, братия и сестры, обращаться к святителю Иоанну Златоустому, просить его молитвенной поддержки, просить его назидания духовного, и он обязательно, будучи великим Вселенским Учителем, наставником, учителем, молитвенником и архипастырем, явит свое предстательство в нашей жизни. Аминь.»

 После чего был совершен крестный ход с чином о Панагии.

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *