Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

6 мая 2018 года, в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, в день памяти Великомученика Георгия Победоносца, исполняющий обязанности наместника Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря иеромонах Сергий (Коломиц) совместно с братией обители в священном сане в монастырском храме Донской иконы Божией Матери совершил Божественную литургию, которую предварил братский молебен с акафистом святому Великомученику Георгию Победоносцу.

Накануне, 5 мая было совершенно всенощное бдение.

За богослужением были вознесены молитвы о мире на Украине и Сирийской земле.

Проповедь перед причащением Святых Христовых Тайн на тему апостольского чтения произнес эконом монастыря иеродьякон Никон (Сандульский).

Песнопения богослужений исполнил мужской хор обители под управлением регента Владимира Лисаченко.

По окончании богослужения иеромонах Сергий обратился ко всем молящимся со словом проповеди:

«Христос Воскресе!

Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры!

Вот мы уже переступили преполовение святой Пятидесятницы. И вновь Церковь нас призывает сегодня к источнику живой воды, к слову Божию, назидая нас беседой Христа Спасителя с самарянкой Фотинией. Все мы хорошо знаем это событие, встречу Христа с самарянкой, их беседу, в евангельском повествовании и чтении мы слышали с вами эту историю.

Господь, приходя к колодцу, встречает самарянку и просит у нее напиться воды, на что она в недоумении сказала ему: «как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.» (Ин. 4:9). На что Господь ответил ей: «если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую… всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.» (Ин. 4:10,13-14).

Естественно, это ее заинтересовало, ведь тогда не придется постоянно, порой по несколько раз в день ходить к этому колодцу черпать воду. И она сказала: «открой мне этот источник, дай мне эту воду, чтобы мне не ходить сюда постоянно» (Ин. 4:15).

Но Господь, далее продолжая с ней беседу, говорит: «Сходи, и приведи сюда мужа своего». На что она ответила – у меня нет мужа. «Правду ты сказала, пять мужей ты имела, и тот, с кем сейчас ты живешь, — тоже не муж тебе.» — сказал ей Христос. Только представить, чтобы нам какой-то человек, проходящий мимо и беседующий с нами, откроет в беседе сокровенное, то что знаем только мы и быть может наши близкие, но никак не посторонние люди. А здесь посторонний, впервые встречаемый человек открывает ей сокровенное, то, что знала только она. Естественное, через это она понимает, что с ней говорит не просто какой-то человек, но Пророк, а может это тот самый Мессия, которого мы ждем и который должен прийти и спасти род человеческий? Она это понимает, и совсем меняется тема беседы, с простого бытового вопроса о воде беседа переключается на тему поклонения Богу. Где нужно Богу молиться и поклоняться? – вопросила она, так как иудеи совершали богослужения в Иерусалиме, а самаряне на горе Гаризим, и из-за этого между ними была распря. Иудеи воспринимали самарян, так как сегодня воспринимаются сектанты, не сообщались с ними, считая их язычниками. И потому она задает такой вопрос Господу, что имела благое желание правильно верить и молиться Богу. Господь дал ей ответ: спасение от иудеев, и правильно то, что они говорят, но, превосходя ту междоусобную распрю, иудеев и самарян, Он говорит ей, что будут поклоняться Богу в Духе и Истине на всяком месте, ибо таких поклонников ищет себе Отец Небесный. Этим Спаситель дает понять, что не только в Иерусалимском храме можно будет совершать богослужение, молитву, открывая Богу свое сердце, нет, — на всяком месте во всем мире, по пришествию Христа в мир, всякий человек, жаждущий истины, жаждущий Бога, духовно жаждущий, сможет напитаться этой живой водой, обратив свое сердце к Богу в молитве. Услышав такие словеса, она начинает понимать, мыслить более высоко, чем мыслила до встречи с Ним, и задает ему новый, более высокого смысла вопрос —  должен прийти Мессия, мы все его ждем, на что Господь ей сразу возгласил — это Я. В этом месте Господь впервые открывает себя как Мессию, как Спасителя мира. И вот тут она понимает, о какой Живой Воде Он говорил, не о простой воде, могущей утолить жажду телесную, но о воде, которая есть сила божественной благодати, а источник этой воды – сам Бог, Он Источник Жизни. После такого духовного просвещения самарянка бросает все, свой черпак, и бежит, исполненная великой радости, горячей веры от того, что открыла для себя Истину и встретила Мессию, в город и всем говорит — я видела человека, который мне сказал все то, что я сделала, пойдите и посмотрите не Он ли Мессия. И люди идут, идут, и впоследствии общаясь с Ним, понимают, что Спаситель пришел, Тот, Кого от самого Адама ждали явил себя миру.

«Христос и вчера, и днесь, и вовеки тот же» (Евр. 13:8), неизменяемый, и Истина Его непреходящая, она всегда непоколебима. Меняются времена, культура, стиль общения, традиции в социуме, но Христос остается неизменным, и Истина его непоколебима. Ни единая йота не прейдет из Писания, не изменится и не утратит себя до Второго Пришествия Господа Иисуса Христа в мир, которое мы до сих пор ожидаем. Но, как же это свидетельство, порой становится не принятым в обществе, почему же так? Почему это утверждение, что «Христос есть Истина, Путь и Жизнь» (Ин. 14:6) бывает не принято, не понято, а порой и вообще отвергнуто людьми?  Да потому что Христос подлинно есть Истина, а Истина не может быть там, где есть ложь. А ведь исполнены лжи многие сосуды – души человеческие, которые могли бы быть наполнены благодатью Духа Божественного. Мы видим, как и сегодня вокруг нас совершается постоянно какая-то ложь, являющаяся, в принципе, причиной всех катастроф, трагедий и скорби. Господь во время своей земной проповеди сказал, что «отец лжи есть дьявол» (Ин. 8:44) и соответственно те, кто пребывают во лжи ему покланяются и ему служат, отвергая свет Христов. Ведь почему не принял иудейский народ Христа? Потому что исполнились лжи сатанинской. Потому что ложь стала неотъемлемой частью их жизни, она соединилась с их плотью, с их кровью, с их душой, с их разумом и сердцем! Но Господь Милосердый не оставляет всех нас. Красной нитью через все Евангелие проходит Его призыв: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие! Очистите свои сосуды от лжи и наполните их Истиною и Духом Божиим с помощью молитвы, с помощью церковных Таинств, с помощью духовного делания и конечно, с помощью доброго жительства, стяжания любви друг ко другу, милосердия друг ко другу.

Наполняя нас в результате этого делания живой водой, силой Духа Святаго, благодатью божественной, которая только единая и способна утолить всякую жажду духовную Господь таким образом открывает нам Царствие Небесное еще здесь, во время земной жизни. Будем же, возлюбленные, призывать благодать Духа Святаго в наши души, способную во всей полноте обновить нашу жизнь. Аминь!»

 

ФОТО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *