НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

28 января 2018 года, в Неделю о Мытаре и Фарисее исполняющий обязанности игумена Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря иеромонах Сергий (Коломиц) совместно с братией обители в священном сане в монастырском храме Донской иконы Божией Матери совершил Божественную литургию, которую предварил братский молебен с акафистом Божией Матери пред иконой Ея «Донская». Накануне, 27 января, было совершено всенощное бдение. За богослужением были вознесены молитвы о мире на Украине и Сирийской земле.

Проповедь по запричастном стихе на тему апостольского чтения произнес благочинный обители иеромонах Таврион (Балабанов).

Песнопения богослужений исполнил мужской хор обители под управлением регента Владимира Лисаченко.

По окончании Божественной литургии иеромонах Сергий обратился ко всем молящимся со словом проповеди:

«Первая седмица, которая готовит нас к Великому посту, именуется неделей о мытаре и фарисее, потому что Господь днесь говорит нам в Евангельском повествовании притчу о том, как фарисей молился в храме и говорил: «Господи! Благодарю тебя что я не такой как прочие люди. Молюсь столько, сколько нужно, даю десятину от своего стяжания. Соблюдаю пост, все необходимые постановления и правила Святого Закона. Благодарю тебя, что я не такой, как прочие люди, или как вот этот мытарь (который тоже стоял в притворе храма и молился)». Сердце человеческое слышит голос Божий, призывающий нас жить свято и праведно для того, чтобы стать наследниками Царства Небесного, блаженной, счастливой, подлинной жизни. Так и мытарь почувствовал в своем сердце необходимость обратится ко Господу, ибо тяжело грешнику без благодати Божией проживать свою жизнь. Он почувствовал, насколько он грешен, он увидел всю полноту беззакония своей жизни, своего недостоинства, свою ничтожность. Он зашел в храм и сказал: «Боже! Милостив буди мне грешному!», опустив виновато свои глаза вниз. Господь заключает притчу тем, что последний более оправданный вышел, нежели первый. Почему же так? Сегодняшний Синаксарь так прямо и говорит, что Богу милее кающиеся грешники, чем надмевающиеся праведники. Суть этой мысли заключена в том, что человек — праведник должен благодарить Бога за сильную волю и твердость в благочестии и при этом сердце его должно быть исполнено смирением – пониманием того, что только благодаря Божией помощи и благословению он может жить праведно и свято. А грешники, которые пребывают в беззаконии, должны смиряться еще более, говоря: «Милостив будь мне грешному! Господи, прости мне беззакония моя!». Но если он будет ограничиваться только лишь словами, выходя из храма, и не меняя свою жизнь, то это будет неприятно и дерзко перед Богом и даже может навлечь наказание и скорбь. Мы не должны себя ни в коем случае и никогда оправдывать, но стремиться увидеть в своей жизни, в своей душе человеческую немощь, свою несостоятельность, невозможность спасения своего без благодати Божией. Осознанием себя самым последним грешником, как говорил апостол Павел: «от них же первый есмь аз». И не на словах, когда мы подходим к Святой Чаше, но сердцем, сердцем переживать это! Ибо как говорит апостол Иаков «смиренным Господь дает благодать, а гордым противится» (Иак. 4:6) и в сегодняшнем Евангелии Господь говорит в заключении, что «возвышающий себя унижен будет, а унижающий себя возвысится». (Мф. 23:12).

Смирение — слово, имеющее несколько значение. Первое — это когда мы с мирным сердцем относимся к происходящему вокруг нас. Второе — это унижение себя, самоуничижение. И оба эти значения правильны, ибо нельзя с мирным сердцем относиться ко всему вокруг нас происходящему, если мы не сможем терпеть без эмоций, без реакций каких-либо оскорблений, унижений в наш адрес. Потому мы начинаем подготовку к Великому посту в первую очередь с Недели о мытаре и фарисее, читая эту замечательную притчу, чтобы мы, неся духовные подвиги, а нам их нужно понести, не возносились, но подражая Спасителю унижали себя, а Он нас обязательно возвысит.  Будем же, возлюбленные, в святые дни Великого поста помнить о молитве мытаря и фарисея и просить у Бога смирения, и паки смирения, для того чтобы достойно прожить и потрудиться в покаянном делании и встретить Светлое Христово Воскресение. Аминь.»

 

ФОТО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *